Специалисты БМУ ГЭМ строят значимый для Красноярского края инвестиционный объект

31.03.2020

Специалисты БМУ ГЭМ строят значимый для Красноярского края инвестиционный объект

Заказчиком строительства объекта является ООО «МГЭС Ставрополья и КЧР» (дочерняя компания ПАО «РусГидро»). Со стороны заказчика на совещании присутствовали генеральный директор АО «УК ГидроОГК» Николай Карпухин и директор обособленного подразделения АО «УК ГидроОГК» в Красноярске Павел Цыбин. Со стороны генерального подрядчика — директор ООО «БМУ ГЭМ» Анатолий Хабуктанов и заместитель директора — начальник Красноярского филиала Андрей Волошин. На совещании также присутствовали представители правительства Красноярского края и  заместитель генерального директора ПАО «МРСК Сибири» — директор филиала «Красноярскэнерго» Максим Шитиков.
Участники совещания произвели осмотр трасс ВЛ 35 кВ и КЛ 35 кВ, створа и участка подводного перехода кабельной линии; территории площадки строительства подстанции. Поскольку все объекты строительства расположены в труднодоступной местности, их осмотр проводился с применением снегоходной и вездеходной техники.
По окончании объезда состоялось совещание, в ходе которого присутствующие обсудили возникшие оперативные вопросы, заслушали отчет генерального подрядчика, обсудили этапы реализации проекта и соответствие выполненных и планируемых работ графику строительства. Комиссия отметила, что все работы выполняются в соответствии с графиком.

О проекте
Подстанцию с ВЛ и КЛ 35 кВ для электроснабжения спортивно-оздоровительного комплекса в Красноярском крае начали строить для нужд ООО «РН-Ванкор» (дочернее общество ПАО «НК «Роснефть») еще в 2014 году, но предыдущий подрядчик не смог исполнить свои обязательства по договору.
В августе 2019 года между ООО «МГЭС Ставрополья и КЧР» и ООО «БМУ ГЭМ» на основании решения правления ПАО «РусГидро» был заключен договор на «достройку» объекта незавершенного строительства — высоковольтной линии 35 кВ, состоящей из воздушной и кабельной линий и строительство ПС 35/10 кВ «Спортивно-оздоровительный комплекс».
По условиям договора ГЭМ должен выполнить на объекте: корректировку проектной и рабочей документации с прохождением экспертизы; достройку воздушной (ВЛ) и кабельной (КЛ) линий 35 кВ, а также построить «под ключ» ПС 35/10 кВ «Спортивно-оздоровительный комплекс».
Казалось бы, задача для гэмовцев не сложная и хорошо знакомая, но так кажется только на первый взгляд.
Первоначальный проект был выполнен с учетом того, что электрическая нагрузка на ПС «Спортивно-оздоровительный комплекс» составит 5 МВт, но у заказчика возникла необходимость увеличения нагрузки до 15,9 МВт, поэтому проектную и рабочую документации потребовалось корректировать. Эти работы для БМУ ГЭМ выполняет Проектный центр АО «Гидроэлектромонтаж».
Учитывая неординарность и сложность строящихся объектов, специально под этот проект в БМУ ГЭМ была сформирована команда под руководством Анатолия Говорухи, в которую вошли начальник Красноярского филиала БМУ ГЭМ Андрей Волошин, главный инженер проекта Роман Матюшин, главный специалист по строительству ВЛ Сергей Баев, ведущий инженер ПТО Николай Горбатенко, заместитель директора по сметно-договорной работе Алена Пермякова, экономист Ирина Суранова, начальник Богучанского филиала Дмитрий Багреев, начальник отдела комплектации оборудования Дмитрий Маслов. «Для нас во многом это инжиниринговый проект, именно то направление, которое мы сейчас развиваем и за которым видим будущее для нашей организации», — рассказывает директор ООО «БМУ ГЭМ» Анатолий Хабуктанов.

Логистика
Самой главной сложностью, с которой столкнулись специалисты ГЭМ в реализации проекта, стало то, что все строящиеся объекты находятся в труднодоступных местах, в районе заливов Бирюса и Шумиха Красноярского водохранилища. Такое расположение сопряжено с разного рода трудностями.
Материалы, оборудование, персонал возможно доставить на места производства работ только водным путем и только в период навигации. Других вариантов просто нет. Это усложняет рабочий процесс и требует тщательной технической проработки.
Для этих целей БМУ ГЭМ арендовало в Дивногорске причал со складскими площадями, а также несколько барж, буксиров и другой судоходной техники. Таким образом в период навигации материалы и оборудование поставляются до береговой линии, а дальше где-то с применением вездеходной техники, где-то вручную доставляются к местам производства работ. Учитывая географическое расположение некоторых объектов строительства, порой приходится вручную перетаскивать огромные объемы инертных материалов (например, песка) к месту производства работ, что очень трудоемко. «Осенью мы завезли часть материалов и оборудования на строительные площадки. Сейчас, пока стоит лед и перевозить мы ничего не можем, заказанные материалы и оборудование поступают на нашу базу в Дивногорске. С началом навигации (примерно к середине мая) мы вновь возобновим их доставку на баржах к местам строительства, — рассказывает руководитель проекта, заместитель директора ООО «БМУ ГЭМ» А. Говоруха. — Это довольно сложная инженерная задача, потому что необходимо будет завести за короткий период большой объем материалов и оборудования».
Зимой по льду осуществляется только доставка персонала к месту выполнения работ с применением судоходной техники на воздушной подушке и снегоходов.

Строительство воздушной линии
По проекту, протяженность ВЛ 35 кВ составляет 10 650 м. Трасса проходит по левому берегу Красноярского водохранилища в труднодоступной низкогорной местности, пересекает 2 ручья, 12 суходолов и 3 залива водохранилища.
С учетом увеличения проектной нагрузки с 5 до 15,9 МВт, в части строительства воздушной линии пришлось переделывать значительную часть того, что строил предыдущий подрядчик: усиливать металлоконструкции опор, их фундаменты. Выполнением этих работ ГЭМ занимается совместно с субподрядной организацией — ООО «Красэлектрострой» (руководитель Александр Лямин). «Мы довольны сотрудничеством с ними, специалисты субподрядчика очень профессионально выполняют реально сложную работу», — отмечает А. Хабуктанов. Особенность строящейся линии еще и в том, что фактически она строится в габаритах 110 и 330 кВ, потому что имеет 8 переходов над заливами и суходолами длиной от 600 до 800 м.
С момента заключения договора по настоящее время по воздушной линии выполнены земляные работы, монтаж фундаментных оснований, монтаж опор (смонтировано 36 опор из 42), на отдельных анкерных пролетах начался монтаж провода. На последней опоре ВЛ-35 кВ осуществляется переход в кабельные линии 35 кВ. «Все работы по ВЛ 35 кВ мы планируем завершить к июлю 2020 года», — рассказывает А. Говоруха.

Строительство кабельной линии
Еще более сложной задачей является строительство кабельной линии 35 кВ. По проекту часть КЛ проходит по суше, а еще часть — по дну залива Бирюсинский. Общая протяженность КЛ 35 кВ составляет 3 073 м.
Работы по сооружению наземной части кабельной линии ведутся в тяжелейших условиях: скалистые грунты 4 и 6 группы, откосы, уклон которых достигает 45 градусов, — все это очень затрудняет ход работ по подготовке траншей для укладки кабеля. «Чтобы подняться к месту проведения работ, люди вынуждены использовать страховочные канаты, иначе в гору забраться просто невозможно, никакая техника туда пройти не может, — рассказывает А. Говоруха. — Помимо этого, мы вынуждены своими силами, фактически вручную доставлять к месту производства работ все инертные материалы».
Осенью 2019 года специалисты  субподрядной организации ООО «Монтажэлектросервис» (руководитель Ренат Хисматулин) выполнили часть работ по строительству кабельной линии на левом берегу залива — там кабель уже проложен и поднят на опоры. С наступлением тепла на этом участке смонтируют кабельные муфты.
На правом берегу на сегодня ведется разработка траншей для укладки кабеля, к июню 2020 года эти работы планируется завершить. К настоящему моменту смонтировано 1 330 м кабеля. «Сейчас мы продолжаем работы по устройству траншеи для прокладки в земле кабеля 35 кВ, песчаную подготовку», — рассказывает А. Говоруха.  
Главная уникальность проекта в том, что часть КЛ 35 кВ, соединяющая левый и правый берега залива Бирюсинский, будет проложена по дну залива. Протяженность подводной части каждой кабельной линии (а их две, взаиморезервируемые) составляет 795 м, а глубина прокладки кабеля достигает 98 м. Именно этот участок работ является самым трудным, сложным и в то же время уникальным. Никогда, нигде, никто не прокладывал кабель на таких экстремальных глубинах.
Проведенные изыскания дна показали, что значительная часть створа, выбранного для строительства кабельного перехода, покрыта стоящим затопленным лесом и имеет сложный рельеф. «В первую очередь мы провели изыскания дна, результаты которых позволили оценить глубину, топологию дна, плотность грунта, наличие посторонних объектов. В месте прокладки кабеля было обнаружено около 800 деревьев. Так же данные исследования дали нам возможность оценить отклонение в прокладке от первоначального маршрута, то есть. возможное удлинение кабеля», — рассказывает А. Говоруха.
Поэтому перед прокладкой кабеля по дну залива необходимо провести тщательную подготовку створа: расчистить его от стоящих деревьев и по возможности выровнять рельеф, чтобы исключить провисание кабеля. С помощью водолазов и спецтехники большая часть створа была очищена от деревьев осенью 2019 года. Оставшиеся деревья и выравнивание рельефа дна планируется выполнить в мае-июне 2020 года.
Так как глубины экстремальные, очень серьезное внимание было уделено разработке проекта производства работ по устройству кабельного перехода, а также вопросу выбора производителя глубоководного кабеля. Нужно понимать, что такой кабель должен иметь следующий ряд базовых характеристик: долговечность, выдерживать огромное давление водных масс, обладать достаточной прочностью для укладки и эксплуатации, материалы кабеля должны быть подобраны так, чтобы при механических изменениях (растяжении кабеля в ходе эксплуатации/укладки) не изменялись его рабочие характеристики. Плюс ко всему, кабель должен иметь систему механической защиты тех участков, где традиционные методы заглубления в траншеях невозможны, то есть подводной его части и в прибрежных территориях.
Проанализировав предложения нескольких крупных мировых производителей, свой выбор специалисты БМУ ГЭМ остановили на кабеле корейского концерна «Taihan». А проект производства работ по подводной кабельной линии был выполнен совместно с организацией «К-Электротехник». В конце февраля 2020 года представители заказчика и специалисты БМУ ГЭМ побывали на заводе в Южной Корее и провели инспекцию производства кабеля 35 кВ марки CU/XLPE/CWS (50SQ)/AL-FOIL/PE/PP/SWA/PP 3C х 95SQ, который будет проложен по дну залива Бирюса. В середине марта «Taihan» отправит готовый кабель в Россию.
С целью минимизации рисков при прокладке кабеля, все оборудование для прокладки (кабельный толкатель, лебедки и т.п.) БМУ ГЭМ арендует за границей, в России такого просто нет. Таким образом, подготовительные работы для прокладки кабельной линии 35 кВ по дну залива Бирюсинский на сегодняшний день выполнены в полном объеме. Прокладка подводной части кабельной линии запланирована на 2 квартал 2020 года, с наступлением навигационного периода. «С началом навигации мы приступим к подготовке баржи и установке на нее оборудования для прокладки. Ориентировочно с 1 июля планируем начать прокладку подводной части кабеля, — рассказывает А. Говоруха.  — После этого приступим к сочленению подводных и надводных его частей. А затем еще раз проведем мониторинг дна для того, чтобы посмотреть, как проложен кабель».
Сегодня и на левом, и на правом берегах залива разрабатываются береговые зоны — там, где будут находится узлы соединения надземной и подводной частей кабельной линии. С учетом того, что уровень водохранилища каждый год меняется и происходит постепенное разрушение береговой линии, кабель, проложенный по берегам залива, должен быть дополнительно хорошо защищен. Проектом предусмотрена защита подводного кабеля протекторами AHM-Pipe (страна-производитель Норвегия).

Строительство подстанции
Учитывая крайне сжатые сроки, и то, что навигация откроется только в середине мая, а в августе уже нужно сдать заказчику готовый объект, было принято решение проводить строительные работы на подстанции в зимний период времени.
К выполнению строительных работ привлечена субподрядная организация ООО «Ремонтно-строительное управление -2» (руководитель Михаил Щеголев).
На площадке строительства был произведен монтаж шатра для технологического прогрева и часть строительных работ, а именно, монтаж фундаментов из сборного железобетона под электрооборудование и блочно-модульные здания ОПУ и ЗРУ-6 кВ уже выполнена. В июне планируется завершить все строительные работы на подстанции, а до августа — выполнить монтаж электрооборудования. Специально для этой подстанции фирмой АВВ изготавливаются два сухих нетиповых трансформатора мощностью 18,5 МВА каждый.
Для приготовления бетона прямо на месте строительства ООО «БМУ ГЭМ» приобрело новый мобильный бетоносмесительный комплекс. В дальнейшем его можно использовать на удаленных объектах, где нет возможности приобрести готовый раствор.
Работы по монтажу подстанции планируется выполнить силами Красноярского филиала ООО «БМУ ГЭМ». По словам А. Хабуктанова, ввод в эксплуатацию готового объекта будет выполнен в оговоренные сроки.    

Вернуться к списку новостей