19.04.2015
Законодательные нициативы МРСК Северо-Запада получили поддержку на федеральном уровне
Корректировки позволят устранить противоречия в нормативных актах, регулирующих вопросы техприсоединения к электросетям, облегчить доступ к электросетевой инфраструктуре, удешевить и уменьшить сроки технологического присоединения потребителей, а также сдержать рост тарифов.
По инициативе архангельских энергетиков Минэнерго РФ опубликовало для общественного обсуждения проект изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике».
Речь идет о внесении изменений в статью 23.2 закона об уточнении применения инвестиционной составляющей на покрытие расходов сетевых организаций, связанных с развитием существующей инфраструктуры.
Как пояснили специалисты компании, согласно ФЗ «Об электроэнергетике» в плату за технологическое присоединение к электросетям включать расходы сетевой организации по развитию существующих сетевых объектов не допускается. А согласно Методическим указаниям ФСТ по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям - не допускается и их реконструкция, разрешено только новое строительство. По этой причине энергетики вынуждены заново строить сетевые объекты (возводить комплектные трансформаторные подстанции, прокладывать кабельные и воздушные линии) рядом с уже существующей сетью вместо её реконструкции, что для потребителя было бы дешевле. В результате новое строительство приводит к увеличению стоимости техприсоединения для конечного заявителя .
О существенных недостатках в законе «Об электроэнергетике» и методике ФСТ энергетики говорят с момента их принятия в 2008 и 2012 гг. соответственно, но до недавнего времени – безрезультатно. Руководству филиала удалось разъяснить существующие законодательные проблемы в части техприсоединения местным парламентариям. Архангельское областное Собрание депутатов отправило обращение на имя Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева с указанием на необходимость изменения отраслевого законодательства.
Дмитрий Медведев поручил Минэнерго РФ подготовить соответствующий законопроект и вынести его на общественное обсуждение, которое продлится до 11 мая 2015 года. Затем проект изменений будет передан в Правительство РФ для внесения в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу.
В случае одобрения изменений уже с января 2016 года в России может начать действовать новая редакция ФЗ «Об электроэнергетике», позволяющая производить мероприятия по развитию (реконструкции) электрической сети при подключении крупных потребителей (мощностью более 5 МВт и выше) и средних потребителей (мощностью от 150 кВт до 5 МВт) при согласии их на компенсацию сетевой организации расходов на технологическое присоединение. В соответствие с законом должны быть приведены и отдельные положения Методики ФСТ.
«Новое строительство вместо возможной реконструкции – это просто нерационально, - кооментирует начальник управления перспективного развития и технологического присоединения филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» Роман Ботыгин. - Приведу пример. Так, по одной из заявок для техприсоединения объекта мощностью 200 кВт нам требовалось лишь заменить трансформатор на трансформаторной подстанции и установить дополнительное оборудование - линейную панель 0,4 кВ. Стоимость работ - 450 тыс. руб. Заявитель при этом был согласен оплатить мероприятия по реконструкции сети. Однако из-за несовершенства законодательства сетевая организация вынуждена предложить заявителю оплатить строительство новой комплектной трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ и прокладку новой кабельной линии 10 кВ для подключения проектируемой ТП. Плата за технологическое присоединение для заявителя составила бы 1,2 млн. руб. Такая сумма оказалась для него неподъемной, в результате он был вынужден отложить техприсоединение и само строительство объекта на неопределенное время. Аналогичных случаев достаточно и подобная практика стала нормой. Изменения в законодательство, о которых мы говорим не первый год, направлены на уменьшение стоимости технологического присоединения и упрощение доступа потребителей к объектам электросетевого хозяйства. При их одобрении появится еще одна возможность осуществления технологического присоединения, что позволит заявителю выбрать наиболее оптимальный вариант».
Источником финансирования инвестиционных расходов сетевых организаций, связанных с развитием сетевой инфраструктуры и реконструкцией сети является инвестиционная программа сетевой организации. Однако нормы федерального законодательства и Основ ценообразования устанавливают, что средства инвестпрограмм сетевых организаций должны направляться на восстановление (обновление) основных фондов, поддержание надежности сети и качества электрической энергии. Финансирование же мероприятий по созданию технической возможности присоединения объектов потребителей должно осуществляться за счёт самого потребителя. Сетевая организация и, как следствие, все потребители региона (через повышение тарифа) не должны обеспечивать софинансирование частных проектов.