04.09.2019
Утверждены Правила технологического функционирования электроэнергетических систем
Примечательно, что в ПТФ ЭЭС впервые в истории нормативного регулирования современной российской энергетики учтено неуклонно растущее влияние ВИЭ на электроэнергетические режимы – включены основополагающие (базовые) требования к ветроэлектростанциям (ВЭС) как к генерирующим объектам.
Можно сказать, что с утверждением ПТФ ЭЭС объекты возобновляемой генерации начали свой переход из статуса «нетрадиционных» источников в статус полноправных участников энергосистемы. Трудно представить более значимую и действенную поддержку ВИЭ со стороны государства, чем выдача им полноценной «прописки» в нормативной среде, причем, в форме правительственного акта высокого уровня.
Ключевым знаком меняющегося отношения стали положения ПТФ ЭЭС, согласно которым:
ветроэнергетические установки (ВЭУ) или их группы мощностью 5 МВт и более теперь отнесены к объектам диспетчеризации;
сформулированы важные технические параметры генерирующего оборудования ВИЭ – установленная мощность, максимальная располагаемая мощность, скорость снижения активной мощности, регулировочный диапазон активной и реактивной мощности, технологический минимум, готовность к участию в общем первичном регулировании частоты;
ВЭУ должны участвовать в общем первичном регулировании частоты путем автоматического снижения выдаваемой активной мощности электростанции при увеличении частоты.
Также впервые в истории отраслевого нормативного регулирования определено, что разработка и согласование схемы выдачи мощности (СВМ) электростанций от 5 МВт должны происходить до момента начала процедуры технологического присоединения объекта.
Учитывая, что ветроэлектростанции по своим техническим и функциональным характеристикам схожи с «обычными» генерирующими объектами, работа которых планируется (или уже осуществляется) в составе энергосистемы, требование о разработке схемы выдачи мощности для реализации мероприятий по технологическому присоединению, также впрямую относится и к ним.
На фоне описанных изменений в законодательстве победители конкурентных отборов мощности (включая ВЭС) в 2018 году уже проделали большой объем работ в части разработки схем выдачи мощности.
В частности, на многих объектах выполнены:
определение максимальной мощности ВЭС по различным вариантам СВМ, предусматривающим минимальные затраты на реконструкцию существующих электрических сетей;
определение необходимых мероприятий по строительству и реконструкции электросетевых объектов, противоаварийному управлению, оснащению элементов СВМ и прилегающей сети устройствами релейной защиты, режимной и противоаварийной автоматикой, связи и коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ);
согласование результатов разработки СВМ с инфраструктурными организациями (сетевыми организациями и АО «СО ЕЭС»).
Важно отметить, что решение указанных задач на начальных стадиях реализации проекта позволило определить оптимальные техническо-экономические решения и максимально эффективно, с минимальными финансовыми и временными затратами осуществить процедуру технологического присоединения, что является особенно важным в условиях ввода ВЭС в соответствии с договорами о предоставлении мощности (ДПМ) ВИЭ.
С принятием ПТФ ЭЭС уже можно смело говорить, что формирование системы нормативно-технологического регулирования запущено в полную силу.
В частности, в ближайшие два года в развитие ПТФ ЭЭС Министерство энергетики Российской Федерации будут утверждены Правила разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
Кроме того, в развитие положений ПТФ ЭЭС специалистами АО «НТЦ ЕЭС (Московское отделение)» по заказу АО «Ветро ОГК» (группа Росатом) разработан национальный стандарт «Электроэнергетика. Распределенная генерация. Технические требования к объектам генерации на базе ветроэнергетических установок», который устанавливает технические требования к работе ВЭУ и ВЭС в составе энергосистем. Стандарт прошел согласование АО «НоваВинд» и АО «СО ЕЭС» и планируется к выпуску в 2019 году.
Основные разделы национального стандарта включают общие требования к ВЭУ и ВЭС, в том числе требования к:
допустимому отклонению частоты электрического тока;
допустимому отклонению напряжения;
участию в регулировании частоты электрического тока;
участию в регулировании напряжения;
допустимому диапазону выдачи и потребления реактивной мощности;
участию в противоаварийном управлении;
АСУ ТП;
схеме выдачи мощности ВЭС;
к условиям включения и/или синхронизации ветроэнергетических установок.
По мнению экспертов АО «НТЦ ЕЭС (Московское отделение)» в области разработки схем выдачи мощности электростанций и проектирования развития энергосистем, уже принятые и планируемые к реализации меры по нормативной регламентации процессов разработки, согласования и утверждения схем выдачи мощности позволят значительно снизить риски процедуры технологического присоединения вновь вводимых ВЭС.
Также следует отметить, что дальнейшее развитие ветроэнергетического рынка на территории Российской Федерации потребует скорейшего решения новых задач, таких как:
исследование влияния работы ВЭС и других объектов ВИЭ на энергосистему при значительном увеличении их доли в структуре генерирующих мощностей;
корректировка подходов по стимулированию деятельности ВИЭ в пользу повышения эффективности работы и оценки экономических последствий их функционирования;
продолжение работы в части законодательной поддержки ВЭС малой и большой мощности с учетом задачи их объединения с «умными сетями», включающими системы накопления электрической энергии.
Решение указанных задач также входит в компетенцию АО «НТЦ ЕЭС (Московское отделение)». Эксперты компании, обладающие уникальным опытом разработки инженерных и инвестиционных решений в области развития энергосистем и распределенной энергетики (включая возобновляемые источники энергии), могут обеспечить профессиональную проработку проектов по данным направлениям деятельности.